ОТЧЕТ
о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения лицея № 37 г. Челябинска по реализации Программы развития.

Общая характеристика
Школа № 37 образована в 1936 году; в 2002 году учреждение прошло государственную аккредитацию и получило статус лицея.
В лицее обучаются дети г. Челябинска, независимо от места проживания, 34% учащихся проживают в других районах города.
Обучение осуществляется по очной форме получения образования, период обучения 11 лет.
Лицей расположен в центре Ленинского района г. Челябинска в развитой инфраструктуре учреждений образования, культуры, здравоохранения и спорта.
Создана стабильная система социального партнерства по различным направлениям деятельности:
поддержка и развитие материально-технической базы, реализация социальных проектов: ОАО «Электромашина», АО ФНПЦ «Станкомаш», благотворительный фонд «Развитие школы»; реализация программ дополнительного образования, организация досуговой и социально-значимой деятельности: Дворец культуры «Станкомаш», спортивный комплекс «Алмаз», музыкальная школа № 4, детско-юношеский центр, подростковые клубы им. Л. Харлова, «Мрия»; организация научно-исследовательской деятельности учащихся, проведение спецкурсов, исследовательских лабораторий в рамках дополнительного образования, участие в региональных, российских и международных интеллектуальных программах: Челябинский государственный педагогический университет, Южно-Уральский государственный университет, Челябинский государственный университет, Уральский государственный университет физической культуры, Челябинская государственная медицинская академия, Уральский социально-экономический институт, Академия труда и социальных отношений, Дворец пионеров и школьников им. Н.К. Крупской; организация оздоровления и отдыха учащихся: оздоровительный комплекс «Еловое», база отдыха «Родничок», детский спортивно-оздоровительный лагерь им. В. Дубинина.

Стратегия модернизации лицея конкретизируется в ее миссии: содействовать становлению творческой личности, способной самореализовываться на основе формирования высокого общекультурного уровня учащихся на основе ключевых компетенций, развития способностей к социальному самоопределению в процессе ее непрерывного образования в рамках лицейского образования.

Деятельность лицея в период реализации программы была направлена:
- на повышение качества предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты;
- на переход к общественно-государственному управлению;
- на создание информационно насыщенной среды лицея;
- на создание условий для развития индивидуальных способностей учащихся и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи;
- на развитие воспитательной системы лицея;
- на обеспечение здоровьесберегающей и безопасной среды образования.

Результаты образовательной деятельности лицея обусловлены системой доступности получения профильного образования на основе предпрофильной подготовки учащихся. Созданная в лицее система предпрофильной подготовки учащихся 5-7 классов обеспечивает осознанный выбор учащимися профиля обучения в 8-9 классах и профильную подготовку в 10-11 классах. Особое значение придается адаптационному периоду при переходе к обучению по программам повышенного уровня, что определило необходимость введения психологического сопровождения личностного развития каждого ученика.
По данным мониторинга интеллектуальной сферы отмечается повышение лицейской нормы интеллектуального развития по сравнению со стандартной нормой. Таким образом, система предпрофильной подготовки обеспечивает достаточно высокий уровень интеллектуального развития, готовность учащихся к обучению на этапе профильного обучения. Все учащиеся 7-х классов выбирают профильное обучение, причем стабильно около 50% выбирают обучение по физико-математическому направлению, и по 25% - экономическому и естественно-научному направлению. О результативности выстроенной работы можно судить по данным о продолжении обучения в 10-м классе лицея: стабильно высокий процент числа выпускников 9-х классов, желающих продолжить обучение в 10-х профильных классах лицея (97,3%), что свидетельствует о целенаправленной работе педагогического коллектива по предпрофильной подготовке и формированию осознанного образовательного маршрута у учащихся, устойчивом интересе учащихся и их родителей к представленным направлениям обучения и подтверждает высокое качество предоставляемых образовательных услуг.
Генеральной стратегией в деятельности лицея является обеспечение высокого уровня качества образования. Анализируя результаты инновационной деятельности педагогического коллектива по управлению качеством образования, можно констатировать, что в лицее создана единая политика качества, которая объединяет содержание, научно-методические, кадровые, организационные условия, мониторинговые механизмы, что подтверждается результатами комплексной проверки лицея Управлением образования в 2007 году. На протяжении пяти лет в лицее нет неуспевающих. В 2006-2007 годах отмечается стабильность числа учащихся, успешно освоивших образовательные программы. Так, по итогам учебного года 75,2% учащихся начальной школы, 40,2% учащихся основной школы и 44,2% учащихся средней (полной) школы освоили государственные образовательные программы на «4» и «5». Следует отметить, что сохраняется качество обученности при освоении инновационных и профильных программ при переходе на новую ступень обучения. Так, например, качественная успеваемость учащихся 5-х классов при освоении образовательных программ составляет 60%, а при изучении информатики в 5-9 классах качественная успеваемость не снижается ниже 92 %. Все выпускники основной школы владеют ИКТ - компетенциями, причем по результатам выполнения практической части программы 73% владеют на достаточно высоком уровне. Остается высоким уровень освоения программ углубленного изучения и профильного обучения физико-математического, естественно-научного и экономического направления в 2007 году.



Результативность созданной системы профильного обучения, качество освоения выпускниками образовательных программ по базовым общеобразовательным и профильным предметам определяется государственной (итоговой) аттестацией выпускников, проводимой внешними экспертами.
В 2007 году государственная (итоговая) аттестация выпускников основной школы Челябинской области проводилась в форме единого регионального экзаменов (ЕРЭ) по единым контрольно-измерительным материалам. Введение данной процедуры позволило получить объективную «внешнюю» оценку эффективности инновационной деятельности педагогического коллектива по созданию системы качества обучения в лицее.

Результаты ЕРЭ 2007.

Одним из внешних индикаторов независимой экспертизы качества предоставляемых образовательных услуг является оценка результатов обучения, полученных выпускниками на Едином государственном экзамене за курс средней (полной) школы. По результатам ЕГЭ в 2007 году лицей занимает 7 место в Челябинской области, в ходе итоговой аттестации не получено ни одной неудовлетворительной отметки, 98,2 % учащихся получили на экзаменах «4» и «5», что подтверждает высокий уровень предоставляемых образовательных услуг.

Эффективность внедрения инновационных программ профильного обучения подтверждается результатами ЕГЭ, что обеспечивает основу продолжения образования в системе непрерывного образования на бюджетной основе.
В качестве одного из результатов эффективности обучения в лицее как звена, обеспечивающего непрерывность образования, подготовки к получению профессионального образования, мы рассматриваем поступление выпускников лицея в высшие учебные заведения.В 2007 году все выпускники поступили в вузы, 91,6% из числа поступивших – продолжают обучение на бюджетной основе в вузах, имеющих высокий рейтинг (ЮУрГУ, ЧелГУ, ЧГМА и др.).

Анализ результатов работы по реализации целевой программы «Интеллект XXI века» в рамках программы «Одаренные дети» показывает, что общепризнанной ценностью в лицее стало создание условий для развития одаренных детей и подростков, представление результатов деятельности на олимпиадах, конференциях, конкурсах, смотрах различных уровней.


Эффективность реализации целевой программы «Поддержка одаренных детей и талантливой молодежи» подтверждается результатами участия учащихся в предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, интеллектуальных программах и конкурсах. В 2006-2007 учебном году 168 учащихся приняли участие в предметных олимпиадах, 924 человека – в различных интеллектуальных программах.


Самарин Владислав получил диплом I степени на олимпиаде по современной технике Российской «Академии юных».
Победителями областных олимпиад в 2006 году стали: Гусев Артем (астрономия), Ляпустина Диана (психология), Красногорова Александра (право).
Велитченко Анастасия победила в олимпиаде по основам наук в Уральском федеральном округе.
Одним из приоритетных интеллектуальных направлений участия лицея в фестивалях, конференциях, конкурсах, смотрах является участие в Российской научно-практической программе молодых исследователей и интеллектуалов «Шаг в будущее». Учащиеся лицея – неоднократные победители и призёры различных конкурсов программы «Шаг в будущее»: исследователей «Творческие работы», реферативных работ (1-5 классы), интеллектуалов «Технология развития памяти и логики», эрудитов-знатоков «Что? Где? Когда?» и др.
В 2006-2007 году в Научно-практической программе молодых исследователей и интеллектуалов «Шаг в будущее» приняли участие 80 учащиеся (2-11 классы).


Лицей занимает 4 место среди образовательных учреждений г. Челябинска.
По итогам региональной программы в 2007 году команда старшеклассников стала абсолютным победителем конкурса изобретателей «Технология творческого мышления».
В Соревнованиях молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Уральском федеральном округе работы Цветковой Светланы, Баженовой Александры и Трейман Жанны удостоены дипломов III степени.
Важным направлением развития интеллектуальных способностей учащихся является участие лицея в региональных, российских и международных конференциях школьников, в которых в 2006-2007 учебном году участвовало 390 человек (72% учащихся 5-11 классов).


Победителями всероссийских смотров, конкурсов в 2006-2007 годах являются:
- Российский конкурс «Юность, наука, культура» - Дудина Елена, Гливенко Анна, Цветкова Светлана;
- Российская научная конференция молодых исследователей и интеллектуалов «Шаг в будущее» - Огородник Евгений;
- Российская научная конференция молодых исследователей и интеллектуалов «Шаг в будущее» - Цветкова Светлана, Самарин Владислав;
- Российский конкурс по учебным предметам «Познание и творчество» - Богданов Вячеслав.

Победителями региональных смотров, конкурсов стали:
- Красногорова Александра (Уральская региональная конференция юных исследователей «Интеллектуалы XXI века»),
- Потапенко Александр, Михайлов Андрей (областная олимпиада научно-технического и интеллектуального творчества «Шаг в будущее», Уральская межрегиональная молодежная выставка изобретений, рационализаторов, конструкторов «Восточные ворота России»),
- Баженова Александра (Соревнования молодых исследователей программы «Шаг в будущее» в Уральском федеральном округе).

В рамках дополнительной образовательной деятельности в лицее созданы условия для самореализации каждым учеником способностей и потенциальных возможностей в различных видах деятельности. Конференции, выставки, конкурсы научно–технического и декоративно–прикладного творчества, спортивные соревнования, творческие фестивали являются мероприятиями, участвуя в которых ребята реализуются в соответствии со своими возможностями и способностями, имеют возможность оценить себя в социальной группе сверстников. В 2006-2007 учебном году 486 учащихся участвовали в 27 смотрах, став победителями и лауреатами таких творческих конкурсов и фестивалей, как:


Результатом реализации городской целевой программы «Сыны Отечества», направленной на развитие у детей гражданственности и патриотизма как социальных ценностей, формирование верности конституционному долгу, является высокая включенность учащихся лицея (85%) в организацию и проведение школьного тура военно-патриотической игры «Зарница», туристических походов и др.
Команды учащихся лицея являются победителями районных и городских конкурсов «Сам себе спасатель», «Школа безопасности» и «Уральская Зарница», туристических слетов.


Актуальным направлением работы коллектива лицея по развитию спортивно-оздоровительного направления дополнительного образования, является популяризация массового спорта и спорта высших достижений, что позволило привлечь большее число детей к физкультурно-оздоровительной работе, так в 2007 году на 12% увеличилось число детей, занимающихся в спортивных секциях по сравнению с 2005 годом. Ежегодно лицей проводит спортивные соревнования, в которых принимают участие все учащиеся (16 спортивных праздников), а также активно участвует в спортивной жизни города Челябинска.
Спортивные команды лицея являются призерами в различных соревнованиях города: легкоатлетические праздники «Спортивная юность России», «Её величество Лёгкая атлетика», турниры по баскетболу, волейболу и др.
Лицей по итогам 2006-2007 учебного года занял 1 место в районе и 5 место в городе (легкая атлетика, общефизическая подготовка выпускников, баскетбол, волейбол, лыжные гонки) по спортивно-физкультурной работе.
В лицее созданы условия для стимулирования и развития творческих способностей, традиционными стали торжественные приемы администрации лицея и родительской общественности одаренных детей и талантливой молодежи, добившихся успехов, и награждение их.
В 2006 –2007 годах за достижения в областных, российских и международных интеллектуальных конкурсах 7 учащихся получили стипендии:
-Губернатора Челябинской области – Михайлов Прохор;
-Администрации города Челябинска – Дудина Елена, Гливенко Анна, Мелякин Сергей, Ваценкова Елена, Кожевников Влад;
-Администрации Ленинского района – Галанов Александр.
По итогам программы «Одаренные дети» 248 учащихся получили премии из внебюджетных фондов.
Становление модели ученического самоуправления в лицее включало следующие этапы: диагностику внутришкольного пространства отношений, проектирование и реализацию «прецедентов самоуправления», становление детского самоуправления как основного принципа событийной жизни лицея. Социально-значимые проекты учащихся «Лицей № 37 и Дворец культуры «Станкомаш»: прошлое, настоящее и будущее», «Подростковый клуб им. Л. Харлова и лицей – центр досуга молодежи района» являются победителями районного конкурса и обеспечивают вхождение в открытый социум.
В течение пяти лет модель ученического самоуправления признается лучшей в районе, в 2007 году заняла третье место в городском конкурсе. По данным исследований Управления образования г. Челябинска, а также социологичесих исследований, «горячей линии», отмечено, что 54% учащихся участвуют в соуправлении и 86% включены в общественные дела лицея, 68% учащихся испытывают комфорт и удовлетворение от отношений с педагогами, 31% опрошенных хотели бы быть похожими на своих учителей. Приведенные данные свидетельствуют о переходе к новому стилю отношений – сотрудничеству и партнерству.
Отличительной чертой воспитательной системы лицея является передача традиций от поколений выпускников, их развитие в технологии «Коллективное творческое дело», через которую реализуются праздники «День Знаний», «День лицеиста», «Зарница», «Здравствуй, утро рабочее!», «Последний звонок», «Марш-бросок», спортивные праздники, недели науки, праздник достижений «Звездная мечта».
Выпускники лицея продолжают заниматься в творческих коллективах, участвуют в творческих и социальных проектах, традиционных лицейских праздниках и др. – ежегодно 20% выпускников продолжают традиции «наставничества» в классных коллективах, работе ученического самоуправления. Социальные опросы выпускников, посещение Дней открытых дверей вузов, смотров «Весна студенческая» позволяют сделать вывод о социальной адаптации выпускников в системе высшего профессионального образования: 45% участвуют в студенческом самоуправлении.

Лицей реализует образовательные программы начального, основного, среднего (полного) общего образования, в том числе дополнительную (углубленную) подготовку по учебным предметам: математике, физике, химии, биологии; на ступенях основного и среднего (полного) общего образования (8-11 классы) реализует программы физико-математического, естественно-научного образования и образовательную программу, обеспечивающую достижение повышенного уровня экономического образования.
Образовательные программы лицея отражают содержание лицейского образования на этапах предпрофильной подготовки и профильного обучения. Образовательная программа начальной школы (1-4 классы) включает программы в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также изучение информатики и ИКТ.
Образовательная программа подготовительно-ориентационного этапа предпрофильной подготовки (5-7 классы) включает программы в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также изучение информатики и ИКТ. Особая роль отводится вариативно-индивидуальному компоненту учебного плана, который является расширением базового образования, направлен на расширение и углубление знаний в рамках базовых учебных предметов и формирование устойчивых познавательных интересов и представлений о различных профилях обучения.
Образовательная программа ориентационно-личностного этапа предпрофильной подготовки (8-9 классы) включает программы в соответствии с государственными образовательными стандартами, а также обеспечивает начальный этап физико-математического, естественно-научного и экономического образования. Особая роль отводится вариативно-индивидуальному компоненту учебного плана, который является расширением базового образования, направлен на осознание интереса к выбранному профилю и формирование устойчивых представлений с методами познания.
Образовательная программа профильного обучения (10-11 классы) обеспечивает освоение учащимися общеобразовательных программ среднего (полного) образования, а также физико-математического, экономического, естественно-научного профилей; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности; создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ и научно-исследовательской деятельности в системе непрерывного образования.
В образовательном процессе реализуются как традиционные, так и инновационные технологии и методики (19 видов современных образовательных технологий в основной и средней школе и 15 – в начальной), среди них технологии, обеспечивающие реализацию компетентностного подхода: проблемное обучение, исследовательские методы в обучении, проектные технологии, информационно-коммуникативные технологии, система инновационной оценки «портфолио», технология развития «критического мышления» и др.
Важнейшим аспектом развития воспитательной системы лицея стало развитие социального партнерства с родителями как равноправными участниками образовательного процесса. Выстраивание деятельности на основе технологии «Коллективное творческое дело», проектных технологий обеспечило высокую активность учащихся родителей и в жизненном укладе лицея через организацию классных дел, кружков, творческих объединений, праздников, соревнований, экскурсий, социальных проектов, проведение культурных мероприятий.
Одним из направлений деятельности педагогического коллектива в период реализации Программы развития являлось создание образовательной среды, организации образовательного процесса, обеспечивающего условия для развития учащихся и поддержку одаренных детей и талантливой молодежи.
В лицее организована пятидневная учебная неделя для 1-х классов, шестидневная учебная неделя для 2-11-х классов. Учебные занятия первой смены проводятся с 8-00 до 13-20, второй смены – с 14-00 до 19-20. Нагрузка учащегося не превышает санитарно-гигиенических норм, утвержденных Министерством здравоохранения и Министерством образования РФ. Предусмотрены перемены для организации питания.
Разработана специальная организация образовательного процесса, взаимосвязывающая все компоненты содержания образования (основного, индивидуально-вариативного и дополнительного);
В лицее функционирует широкая сеть факультативов, элективных и специальных курсов, индивидуальных и групповых занятий (104 курса). Все учащиеся лицея имеют возможность выбирать индивидуальную программу развития в соответствии со своими способностями и интересами.


Дополнительное образование в лицее является полноправным компонентом содержания лицейского образования, основной целью которого является создание условий для саморазвития учащихся как субъекта деятельности, развития деятельности различных объединений по интересам как особой сферы жизни учащихся.
Организованы специальные курсы, лаборатории, исследовательские курсы в дополнительном образовании, секции научного общества учащихся (29 курсов), в которых занимаются 75% учащихся. Причем 30% форм образования направлены на углубление и расширение знаний, 50% - на организацию научно-исследовательской деятельности, 20% - на решение заданий проектно-исследовательского характера.
Так, число учащихся, обучающихся по индивидуальным учебным планам в рамках вариативного компонента и дополнительного образования, в 2007 году составил 85%.
В лицее сохраняется и развивается сеть дополнительного образования, формирование которой строится в соответствии с особенностями социальной адаптации детей и имеет несколько уровней:
- кружки и секции для всех желающих детей (спортивные секции, коллективы туристско-краеведческой, декоративно-прикладной направленности) – 51%;
- гражданско-патриотические объединения, военно-спортивные клубы –18%;
- художественно-эстетические коллективы по интересам –17%;
- коллективы гражданской направленности, объединения, формирующие лидерские качества – 14%.
Занятия проводятся во внеурочное время с 9-00 до 20-00, учитывая сменность учебных занятий. В выходные дни организованы занятия творческих коллективов, спортивных секций, объединений по интересам.

Деятельность лицея по обеспечению здоровьесберегающей жизнедеятельности была обусловлена реализацией городской целевой программы «Образование и здоровье детей г. Челябинска» и направлена на обеспечение здорового образа жизни путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья.
В лицее организовано питание учащихся различными формами: горячим питанием охвачено 51,6% учащихся, буфетной продукцией (питание в удобное внеурочное время) – 47,5%, профилактической витаминизацией – 100% учащихся.
Создана система оздоровления и социализации учащихся, организация досуга и развитие внеклассной спортивно-массовой работы, увеличение физической активности учащихся. В работе классных коллективов активно используются такие формы работы, как дни здоровья, походы выходного дня, экскурсии, соревнования (86 час/чел в год); Ежегодно в течение учебного года и лета в лицее организуются отдых и социальная адаптация в загородном детском оздоровительном лагере им. В. Дубинина, поездки и походы, профильные и трудовые отряды и др.
Охват учащихся организованным отдыхом (% от общего числа учащихся)


В ходе реализации программы развития активно привлекаются социальные партнеры лицея.
В лицее своевременно решаются вопросы безопасности при организации учебного процесса. В начале каждого учебного года учащиеся и их родители знакомятся с правилами для учащихся, изучают инструкции техники безопасности. В дальнейшем проводится постоянный контроль за их выполнением администрацией и органами самоуправления. В лицее организовано дежурство учителей и классов под руководством классных руководителей.
Созданы безопасные условия жизнедеятельности, лицей оснащен автоматической пожарной сигнализацией, осуществляется круглосуточная охрана, подключена «тревожная кнопка» экстренного вызова.
Профилактическая работа по предупреждению травматизма и мониторинг состояния здоровья свидетельствует о стабильном состоянии – случаев травматизма во время образовательного процесса в 2006-2007 годах не зафиксировано.
Обеспечены условия доступности получения медицинской помощи: имеются два медицинских кабинета, процедурный кабинет. Медицинский работник детской городской поликлиники № 10 оказывает первую медицинскую помощь, квалифицированные консультации, проводит лектории для учащихся. Ежегодные углубленные медицинские осмотры констатируют стабильность состояния здоровья учащихся.

Состояние здоровья по основным группам здоровья


Достижение высоких результатов невозможно без ресурсного обеспечения образовательного процесса.
Образовательный процесс осуществляют высококвалифицированные кадры. В лицее работает 67 педагогов, из них: 3 кандидата наук, 5 Заслуженных учителей России, 4 Отличника народного просвещения РФ, 14 педагогов награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ.
Педагогический коллектив отличает стабильность, преподавание всех предметов обеспечено педагогами высшего образования с высоким уровнем квалификации: 70% педагогов имеют высшую категорию (в 2005г – 55%), 28% - первую (в 2005г – 40%), преподавание всех предметов углубленного изучения и профильного обучения обеспечено педагогами высшей категории. Управление образовательным процессом осуществляется руководителями высшей (80%) и первой (20%) категории.


В лицее выстроена работа по повышению компетентности педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, в результате к 2007 году прошли переподготовку по ИКТ-компетентности (сертификаты ECDL) 50% педагогов, через систему обучающих многоуровневых семинаров и тренингов на базе лицея – 97% педагогов.
Каждый педагог имеет в своем арсенале освоенные инновационные технологии, значительное число которых за последние годы перешли в число традиционно используемых.


Необходимо отметить, что создана система не дискретного включения технологий в отдельные предметы, а сквозные линии технологий от начальной школы до окончания средней (полной) школы, когда на каждой ступени образования технологии усложняются в соответствии с возрастными особенностями ребенка, сохраняя свои методологические основы.
Особое значение в реализации стратегии развития лицея имеет распространение педагогического опыта, результатов инновационной деятельности педагогов.
В 2006-2007 году в рамках Национального проекта «Поддержка лучших учителей России» 4 педагога стали победителями конкурса на получение вознаграждения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование:
-Грант Президента получили Синицына Г.Ф., учитель географии, Глазырина И.В., учитель химии;
-Грант Губернатора Челябинской области получили Саулина Л.А., учитель биологии, Демчишина В.Н., учитель математики.
Высокий уровень педагогического мастерства подтверждается на профессиональных конкурсах в 2006-2007 годах:
-лауреатами городского конкурса «Учитель года» стали: Глазырина И.В., учитель химии, Мельников А.В., учитель физики.
-призерами районных конкурсов являются Величутина М.С. в конкурсе «Классный руководитель», Горбанева Л.А. и Кузьмина Т.А. в конкурсе «Педагог дополнительного образования».
-в конкурсах «Педагогические инновации», «Сердце отдаю детям», федеральном конкурсе видеоуроков, фестивале «Открытый урок» приняли участие 56 % педагогов.
По результатам методической работы лицей занимает ведущее место в районе. Ежегодно инновационная деятельность лицея по реализации предпрофильной подготовки и профильного образования представляется на традиционных городских выставках «Восточные ворота», «Образование и карьера».

Образовательный процесс обеспечен хорошей материально-технической базой:
- оборудованными 6 кабинетами начальных классов, 4 кабинетами русского языка и литературы, 3 кабинетами иностранного языка, 2 кабинетами истории и обществознания, 4 кабинетами математики, кабинетами основ безопасности жизнедеятельности, географии, музыки, экономики, оснащенность которых составляет 95-100 %;
- оборудованными специализированными кабинетами: физики, химии, биологии, 3 кабинетами информатики, оснащенность которых составляет 97-100 %;
- оборудованными актовым залом, 2 спортивными залами, спортивным стадионом, мастерскими (комбинированная, слесарная, обслуживающего труда), оснащенность которых составляет 97-100 %;
- аудио- и видео оборудованием, оргтехникой, аудио- и видеотекой;
- медиатека лицея насчитывает 169 электронных пособий, 98 учебных фильмов, 14 интерактивных пособий;
- библиотечный фонд лицея полностью обеспечен учебниками общего и профильного обучения, дидактическими и методическими материалами, дополнительной литературой и литературой общекультурного назначения (39 экз./чел.).

Обеспечение современного уровня предоставляемых услуг возможно при создании и развитии высокотехничной информационно-образовательной среды. В 2006-2007 гг.:
- обеспечена доступность компьютерной техники для учащихся (26 чел/компьютер), имеется свободный доступ в компьютерные классы для дополнительного образования и индивидуальной работы (68 час/нед.);
- обеспечена доступность компьютерной техники для педагогов (5 чел/компьютер), имеется свободный доступ в компьютерные классы для повышения ИКТ- компетентности педагогов и индивидуальной работы (48 час/нед.);
- парк компьютерной техники, используемой в образовательном процессе, составляет 54 компьютера, 6 автоматизированных рабочих мест учителя (химия, информатика, экономика, физика, география);
- все предметы учебного плана обеспечены цифровыми образовательными ресурсами;
- лицей объединен в локальную сеть с выходом в сеть Интернет в режиме ADSL.

В лицее созданы автоматизированные рабочие места директора, бухгалтера и заместителя директора учебно-воспитательной работе, библиотекаря.
В лицее:
- внедрен электронный документооборот;
- реализована система работы по психологическому мониторингу на основе компьютерных программ психолого-педагогического назначения;
- введена программа составления расписания;
- используются программы для подготовки базы данных по ЕГЭ;
- создан компьютерный мониторинг по стандартизированным технологическим картам итоговой аттестации;
- создан электронный банк тематического планирования;
- создан электронный журнал промежуточной аттестации и контрольных срезов;
- созданы базы данных учащихся, работников лицея в программе «1С Хронограф»;
- внедрены программы: аттестация педагогических и руководящих работников «Алина», «Кадры», пенсионного фонда Российской Федерации, «Налогоплательщик», «1С Бухгалтерия», и др.
Повышение качества образования невозможно без обеспечения условий жизнедеятельности лицея. Современные требования к обеспечению высокого уровня образования потребовали решения проблемы материально-технического оснащения образовательного процесса, эффективного использования собственных ресурсов лицея в условиях недофинансирования системы образования.
Деятельность лицея по реализации программы развития была направлена на совершенствование финансово-экономических механизмов управления, повышение инвестиционной привлекательности для привлечения средств организаций, предприятий, фондов и граждан для развития лицея, а также обеспечение «прозрачности» использования этих средств для социальных партнеров и общественности:
- развитие многоканального финансирования;
- оптимизацию использования бюджетных средств;
- использование материально-технических и финансовых возможностей социальных партнеров;
- включение в распределение средств органов государственно-общественного управления.
Бюджет лицея (бюджетное финансирование, платные дополнительные услуги, помощь депутатского корпуса) в 2006-2007 учебном году составил 14 290 884 рубля.


Привлечение материально-технических и финансовых возможностей социальных партнеров, благотворительности выпускников, благотворительного фонда «Развитие школы» позволило дополнительно привлечь услугами и пожертвованиями 1726906 рублей, что составляет 12% от бюджетного финансирования лицея.
Это обеспечило реализацию социальных проектов и Программы развития лицея:
- обеспечение высокого уровня содержания зданий, коммуникаций и оборудования, стоящих на балансе, проведение текущего ремонта, оборудование санитарных комнат, благоустройство территории, спортивных сооружений – 36% .
- «Учебник» - библиотечный фонд лицея полностью обеспечен учебниками общего и профильного обучения, дидактическими и методическими материалами, дополнительной литературой и литературой общекультурного назначения – 14%;
- «Безопасность наших детей» – созданы безопасные условия жизнедеятельности, лицей осуществляется круглосуточная охрана, обслуживается «тревожная кнопка» экстренного вызова, автоматическая пожарная сигнализация – 24%;
- «Поддержка одаренных и талантливых детей» – материальная поддержка участия учащихся в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, стипендии учащимся – 26%.
В рамках национального проекта «Образование» из средств областного и городского бюджетов в 2006-2007 годах в лицей поставлены учебные классы физики и химии, лабораторное оборудование, 4 автоматизированных места учителя, автоматизированные места библиотекаря, бухгалтера, администратора, установлен современный класс на 10 мест и АРМ учителя, обновлено технологическое оборудование столовой, произведено подключение Интернета, получены обучающие программы и программа «1С Хронограф», спортивный инвентарь, учебная мебель, художественная и учебная литература.
Материально-техническая, научно-методическая обеспеченность лицея обусловила необходимость использования средств ПНПО на поддержку программ «Информатизация образовательного процесса», модернизацию материально-технической базы, приобретение программного обеспечения, повышения квалификации педагогов.
Средства федерального бюджета ПНПО направлены на финансовое обеспечение Программы развития:
1.Модернизация материально-технической базы лицея (21,9%):
- оборудование лекционного зала;
- оборудование кабинета обслуживающего труда;
- оборудование спортивного зала тренажерами;
- копировальное оборудование.
2.Поддержка инновационной программы «Информатизация образовательного процесса» (60,2%):
- установка локальной сети с серверной станцией;
- оборудование медиоцентра (6 рабочих мест);
- мобильные рабочие места (5 рабочих мест);
- программно-методическое обеспечение.
3.Повышение квалификации педагогических кадров (17,9%).
В соответствии с Уставом управление лицеем осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления, что определило развитие системы управления в направлении демократизации управления, усилении общественного управления, равноправном участии субъектов образовательного процесса в выработки стратегии развития, реализации и равной ответственности за принятые решения, их выполнение и контроле.
В лицее базовые демократические ценности реализуются через создание системы общественно-государственного управления и работу её органов, основанные на формировании партнерских отношений участников образовательного процесса, рациональном сочетании централизации и децентрализации структуры управления.
Централизация управления заключается в концентрации прав принятия решений на административном уровне управления, контроль и координация действий исполнителей и отражена в организационной структуре лицея.



Демократизация и единоначалие в управлении инновационными процессами обусловили создание многоуровневой структуры государственно-общественного управления, децентрализацию управления в лицее. Принятие ряда решений на передано на следующие уровни управления, делегированы полномочия профессиональным объединениям педагогов, органам самоуправления, что отражено в структуре управления лицея (по концентрическому принципу).


Созданы и функционируют органы общественного управления: Совет лицея, объединяющий участников образовательного процесса лицея, представителей общественности, благотворительный Фонд «Развитие школы» родительской общественности, деятельностью которого является объединение ресурсов и возможностей родительской общественности, педагогов, других граждан и юридических лиц с целью поддержки образования, развития партнерства между школой, семьей и окружающим сообществом и др.
Такая структура позволила выстроить основу «партнерских отношений» в общественном управлении.
Реализация Программы развития по организации деятельности объединений учащихся осуществлялась на основе изменения структуры ученического самоуправления, создания модели, в которой детские общественные объединения, как структура ученического самоуправления, имеют возможность самостоятельно осуществлять свою деятельность.

Сайт создан в системе uCoz